Camellia, чайная компания, Украина, Одесса чай ТМ Камелия, оптовая продажа черного, зеленого и композиционного чая, доставка с чайного склада в Одессе в чайные магазины Украины, торговля чаем на развес и в упаковке
 




 
Свiт чаю, Свит чаюНадин чай,  nadin чай интер чай, inter чайфорсман чайчай османтусКофити чай, coffeetea чайЧайна Країна,  Украинская чайная компания
 
 

Советы по открытию чайного бизнеса

 

В этом разделе мы постараемся кратко и, по возможности, доходчиво ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с открытием и ведением чайного бизнеса. Будем надеется, информация окажется полезна не только тем кто впервые планирует открыть свой чайный магазин, но и тем кто уже торгует чаем.


Как открыть чайный магазин и сколько можно заработать, продавая чай?

Это, наверное,  самые распространенные и  волнующие вопросы для большинства начинающих предпринимателей. Начнем с последнего и самого животрепещущего вопроса - сколько можно зарабатывать?

Ответим честно -  зарабатывать на продаже чая можно очень хорошо и стабильно,  а можно не окупить даже первоначальных вложений. Впрочем, данное утверждение справедливо и для  любого  другого  розничного бизнеса.


Успех вашего чайного магазина будет зависеть  от следующих факторов и их сочетаний:

-Концепция чайного магазина
-Формат
-Соответствие формата и концепции реальному расположению на местности
-Бизнес-процессы и логистика
-Ассортимент
-Ценовая политика
-Конкурентная обстановка
-Персонал


Постараемся по порядку рассмотреть все эти пункты и оценить их влияние на будущую доходность и прибыльность чайного магазина.

Концепция чайного магазина.

Это то с чего вы должны начинать. Концепция.  Ваше видение  своего будущего магазина и его места на рынке. Фактически – это чистый маркетинг и ваша фантазия.

Задайте  себе  ряд вопросов:

- Кому вы будете продавать и что? (определите вашу целевую группу покупателей  и ассортимент чайной продукции, наиболее  востребованный данной группой)

- Почему у вас будут покупать??

- Чем вы будете лучше конкурентов? (качеством? ценой? ассортиментом?)


Ответьте себе на эти вопросы. Проверьте на своих друзьях, знакомых, просто случайных людях - действительно ли ответы на эти вопросы реалистичны и востребованы. Лучший вариант - проверьте ответы на представителях целевой группы.


Формат чайного магазина.

Под форматом мы понимаем  фактическое воплощение вашей концепции чайного магазина в жизнь и сочетание чая с другими группами товаров.

Планируете ли вы открыть специализированный чайный магазин или чай будет продаваться вместе с другими группами товаров?  Если Вы планируете торговать сопутствующими товарами (например, кондитерскими изделиями, чайной посудой, аксессуарами, специями, сухофруктами) то какое соотношение будет чая и сопутствующих товаров? Не повредят ли сопутствующие товары основной концепции?

Будет ли в вашем магазине продаваться только весовой чай или только чай в упаковке?  Если будет и весовой чай  и расфасованный - то, в каких пропорциях?

Определитесь с ответами - от этого будет зависеть ваш успех.

Соответствие формата и концепции реальному расположению на местности.

Тут вроде все понятно, но хочется еще раз остановиться на этом вопросе, так как часто именно несоответствие формата и концепции магазина реальному месторасположению становится причинами неудач.

Согласитесь - глупо открывать в «рабочее-крестьянском» квартале магазин элитного китайского чая со средней ценой в пару сот гривен за 50 г.

Точно также глупо в дорогом, элитном торговом центре торговать дешевым чаем, налегая на то, что «..хоть упаковочка гадкая, и чаек так себе, зато у нас дешево»


Бизнес-процессы и логистика.

Чайный магазин и чайный бизнес -  это, прежде всего, бизнес.
Поэтому недостаточное внимание к бизнес-процессам может погубить даже самую хорошую концепцию чайного магазина.

Для чайного магазина главными бизнес-процессами (кроме, разумеется, самих продаж) являются, маркетинг, логистика, управление персоналом и учет.

С маркетингом думаю всем понятно - вы постоянно должны искать и находить новые возможности удовлетворить чайные потребности ваших клиентов.
Ищите новые вкусы чая, новых поставщиков, новые варианты упаковки… предлагайте новые услуги… спрашивайте и запоминайте чего бы хотелось вашим клиентам.
Интересуйтесь чаем, читайте о чае, изучайте чай и рассказывайте о чае своим клиентам - они это оценят и будут приносить вам свои деньги снова и снова.

Логистика. Кроме того, что вы будете продавать чай, вы будете его покупать, заказывать, транспортировать и хранить.
Эти процедуры вы будете совершать регулярно, и ваша задача сделать так, что б они отнимали как можно меньше  вашего времени  и ваших денег.

Управление персоналом.  Редко что может так быстро и качественно загубить розничный бизнес, как неудачно подобранный  наемный продавец.
Абсолютно все самые  успешные розничные точки - это розничные точки,  где нет наемного торгового персонала - или сам владелец бизнеса торгует,  или члены его семьи.
Запомните - никто и никогда не позаботится о вашем бизнесе так, как вы сами. Поэтому, добрый совет - как минимум первые пару месяцев - обязательно торгуйте сами. Вы познакомитесь  с клиентами, их запросами, вы «прибьете» постоянную клиентуру и будете знать  свой нормальный размер дневной кассы. И только потом, очень аккуратно,  можете пробовать разных персонажей на роль наемного продавца.


Важность учета объяснять не надо, особенно если вы все-таки используете наемный персонал.

 


Ассортимент.

Ассортимент вытекает напрямую из вашей концепции и вашего формата.

Схематично разделить концепции \ форматы чайных магазинов исходя из ассортимента можно на следующие виды:

1. Магазины \ отделы элитного и плантационного чая.

Торгуют только элитным и плантационным чаем - чаще всего китайским и японским  (пу-эр, юннань, хейсан,  улуны (оолонг), кимун,  сенча, генмайча, и тд).
Из не китайского могут предложить  индийский плантационный чай  (Ассам (Assam), Дарджилинг (Darjeeling)) и цейлонский ( Нувара Элия ( Nuwara  Eliya),  Ува (Uva),   Димбула (Dimbula)).
Чай в подавляющем большинстве случаев продается на развес. Цена значительно выше «обычных» чаев.  Клиентов не много и в основном действительно ценители.
Очень хорошо концепция сочетается с клубами чайной культуры, обучением чайной церемонии, клубами йоги, востоковедения и тд.


2. Магазины \ отделы  развесного  (и не только) ароматизированного чая и кофе.

Это наиболее широко представленная концепция  современного специализированного чайного отдела \ магазина.

Ассортимент состоит в основном из развесного и фасованного ароматизированного чая  немецкого производства (торговые марки на рынке Украины - «Камелия» (Camellia), «Османтус»,  «Кофити» (COFFEETEA), "Світ чаю", «Чайна Країна» («Украинская чайная компания»),  «Форсман», «Надин» (Nadin),  Inter чай, проч.).
Надо отметить, что ароматизированные чаи немецкого производства являются стандартом качественного ароматизированного чая с добавлением различных растительно-плодовых добавок - трав, цветов, ягод, фруктов.
Также в таких отделах \ магазинах могут предложить как плантационные и элитные чаи (но в значительно меньшем ассортименте),  так и цейлонские ароматизированные чаи в упаковке  (торговые марки – «Хайсон» (Hyson), «Хай Чоис» (HI CHOICE), «Джаф ти» (JAF TEA), «Тарлтон» (Tarlton), «Fem Rich», «GoldenEra», прочие).


Данная концепция пользуется значительно популярностью, так как доступная цена  делает данный товар элементом «доступной роскоши», а  многокомпонентный состав  и   опьяняющий аромат - создают у потребителя ощущение соприкосновения с настоящей чайной культурой и желание приходить и пробовать все новые и новые смеси.


3. Магазины \отделы\ торговые точки с упором в цейлонские и индийские чаи.

Чаще всего такие точки содержат выходцы из Индии и Цейлона.
Пристрастие населения б. СССР  к цейлонским чаям, доступность цен, а так же колоритный внешний вид продавцов\хозяев обеспечивают такому формату свою нишу на чайном рынке.
Ассортимент  – торговые марки цейлонского происхождения -  «Хайсон» (Hyson), «Хай Чоис» (HI CHOICE), «Джаф ти» (JAF TEA), «Тарлтон» (Tarlton),  «Ти фо ю» (Tea4you), «Мервин» (Mervin), «Хеладив» (Heladiv), «Зеста» (Zesta), «Роял» (Royal), «Фарид» (Farid tea),  «Райские птицы», «Ренди» (Randy tea),  «Млесна» ( Mlesna), «Ливингстон харвест» (LIVINGSTON HARVEST), «Мастер Ти» (Master Tea), FemRich,  «Асти» (Asti tea), «Фернти» (Ferntea), «Дольче Вита» (DOLCHE VITA), «Мастер Тим» (Master team), «Кволити» (Quality), RAZIADIK, «Голден Эра» (Golden Era), «Ньюби» (NEWBY), «Маричи» (Marici), «Ашвин» (ASHVIN),  «Два павлина» (Twin Peacock), «Импра» (Impra),  «Ти оф лайф» (Tea of Life), «Крестон» (Creston), «Рен ти» (Ren Tea), «Виндзор» (Windsor), «Даниельс» (Daniel’s),  и многие другие.


4. Магазины чая «у меня есть все».

Чаще всего располагаются на продовольственных рынках и торгуют всеми возможными торговыми марками чая - от самых дешевых до выше среднего.
Элитный и развесной чай стараются не продавать. Упор делают на самые ходовые позиции, промоут, дегустации и тд не устраивают, работать стараются оборотом и низкими наценками.


Это, пожалуй, основные концепции по ассортиментному признаку. Вы можете отнести свой будущий магазин к одной из них или придумать что-то свое.


Единственное что можно посоветовать в плане ассортимента и что будет универсально для любой концепции -  постарайтесь создать широкую палитру чайных вкусов.
Прежде всего у вас должны быть классические и общепринятые чайные вкусы - такие как чай черный с бергамотом, чай зеленый с жасмином, чай зеленый с соу-сепом и тд.
Кроме того, старайтесь найти нечто новое и оригинальное - посетители чайных магазинов  чаще всего ищут что-то свежее, необычное и не приевшееся.
Поэтому,   если у вас будут свежие и оригинальные чайные смеси, которых нет  у других торговцев, то вы быстро обзаведетесь постоянной клиентурой.

И последнее - избегайте дублирования.
Зачем вам на полке 12 цейлонских торговых марок чая с одинаковым вкусом  «зеленый чай с соу-сепом»?   или «чай черный с бергамотом»? Достаточно иметь одну торговую марку с лучшим вкусом, а  от других производителей  взять те вкусы, которых  у вас еще нет.
Разумно используйте свои торговые полки.




Ценовая политика.

Очень волнующий вопрос - вопрос цены и наценки.
Какой уровень торговой наценки можно установить? Какая рентабельность чайного бизнеса?

На этот вопрос сложно ответить однозначно - все зависит от вашего ассортимента  и ваших поставщиков.
Некоторые чайные компании жестко следят за  розничными  ценами на  свою продукцию  и всячески пресекают попытки ценовых войн между розничными торговцами, некоторые - наоборот - всячески способствуют минимизации цены на свою продукцию в рознице.

Кстати -  это еще один критерий при выборе поставщика чая - насколько комфортно и стабильно можно работать с продукцией того или иного производителя.
К сожалению, ни один магазин не сможет быть успешным если будет торговать только продукцией одной чайной компании, поэтому вам придется работать с несколькими поставщиками, и некоторые из них, вполне возможно,  не будут стремится обеспечить вам стабильный доход за счет не допущения демпинга.


Поэтому, универсальный совет в плане ценовой политики на чай:

На продукцию тех торговых марок, которые не гарантируют соблюдение стабильного уровня розничных цен - устанавливайте  цену на уровне ваших конкурентов  и не особо стремитесь «проталкивать» такую продукцию клиентам.
На продукцию торговых марок, которые гарантируют соблюдение единого уровня розничных цен всеми участниками рынка (или на чайную продукцию торговых марок от которых вам удалось получить особые условия - например эксклюзивные права на определенной территории), устанавливайте  большую наценку - рекомендованную или экономически обоснованную и не стесняйтесь зарабатывать. Естественно, именно такую продукцию стоит предлагать покупателям прежде всего.



Конкурентная обстановка.


Еще на стадии разработки  концепции чайного магазина обратите внимание на конкурентов - настоящих  (которые уже есть на интересующей вас территории) и будущих - которые могу появится после вас.


Как вы собираетесь отвоевывать себе место под солнцем? Чем конкурировать?


Универсальный способ избежать конкуренции- это отличатся.
Отличайтесь! Форматом,  ассортиментом,  идеями, стилем.
Старайтесь иметь как можно меньше общего с вашими конкурентами - не торгуйте одинаковым товаром, не предлагайте одинаковые услуги… Ищите отличия и сделайте это своей "фишкой".

Никогда не старайтесь конкурировать ценой - это путь  в никуда и для вас и для вашего конкурента. Если вы снизите цену - будьте уверены - ваш конкурент снизит ее еще больше. Таким методом  вы не победите конкурента, а только уменьшите заработок и себе и ему.

 

Персонал.

Как уже писалось выше - персонал крайне важен в любой розничной концепции.
На первых порах постарайтесь обойтись своими силами и силами ваших родственников (по крайней мере - в вопросе продаж).
В последствии - не пожалейте ни времени не средств на поиск и обучение действительно адекватных и мотивируемых  претендентов.



Удачи в чайном бизнесе!